Kumlinge Church
Церковь святой Анны в Кумлинге(Кумлинге церковь) впервые упоминается в 1484 г.
Церковь однонефная и посвящена св. Анне, матери Девы Марии. Полагают, что притвор современной церкви первоначально представлял собой часовню св. Анны, а в выступе его восточной стены находился алтарь.
Колокольня над притвором была построена в 1767 г. Ризница относится к XVIII в.
Все окна церкви сделаны заново. Окна в северной стене были размурованы в 1871 г., затем вновь заложены при реставрации церкви в 1961 г.
РОСПИСЬ ПО ИЗВЕСТНЯКУ
Роспись по известняку является оригинальной, хотя некоторые изображения имели повреждения и были восстановлены. Роспись была выполнена около 1500 г. во францисканском стиле.
Во время Северной войны в церкви располагалась казарма и конюшня русских войск. После войны прихожане попытались очистить стены от копоти, чтобы восстановить изображения, но выяснилось, что вместе с копотью сходит и краска. Было решено побелить стены, и таким образом уникальные францисканские фрески сохранились до реставрации 1961 г., когда они были кропотливо восстановлены и вновь увидели свет.
Роспись в Кумлинге самобытна; подобных ей нет ни в Швеции, ни в континентальной Финляндии. Схожие по стилю изображения есть в Хаттуле и Лойо в материковой части страны. Францисканский стиль определяется не только тематикой фресок, но и связью раннефранцисканской росписи с византийской иконографией.
Имя автора и его помощников неизвестно. Почему церковь на далеком острове оказалась столь богато, с такой любовью и тщанием украшена? Принято считать, что фрески были «Библией бедняков» и служили средством обучения. Но это не вполне убедительно, поскольку через небольшие высоко расположенные окна в средневековые церкви проникало мало света. Кроме того, изображения центральных эпизодов христианской истории спасения были обнаружены за оградой хора, в алтарной части, куда обычных людей не пускали. Это наводит на мысль о том, что фрески создавались с другой целью – как дар Господу. Таким образом, украшенная росписью церковь была приношением Богу от одного или нескольких людей.
По преданию рядом с церковью когда-то был монастырь. В пользу этого свидетельствует каменный фундамент, обнаруженный у северо-западного угла церкви во время раскопок, проводившихся в связи с реставрацией 1961 г. Фундамент тянется к востоку параллельно современной церкви. Возможно, когда-то около старой часовни, в которой сейчас располагается притвор, находился францисканский приют? Ведь жизнь в Кумлинге в те времена определялась оживленной морской торговлей между Швецией, Финляндией и Россией.
АЛТАРНАЯ ПРЕГРАДА
Алтарная преграда датируется серединой XIII в. Она является старейшей на Аландских островах, а во всей Финляндии подобная ей есть лишь в Урьяле. Преграда вырезана из дерева во французском стиле. Каждая ее панель разделена на небольшие проемы с узкими колоннами по бокам, поддерживающими украшенную терновником арку в форме трилистника. В проемах стоят искусно вырезанные фигуры, иллюстрирующие таинство Вочеловечивания (рождения) Христа. Мадонна с младенцем в центре триптиха датируется приблизительно 1440 г.
ТРИУМФАЛЬНЫЙ КРЕСТ
Крест восходит к концу XIV в. Цвета, в которые он был первоначально раскрашен, можно увидеть на его обратной стороне: темно-красные цветы с пятиконечными лепестками на белом фоне. Крест был перемещен на северную стену, к кафедре проповедника, по распоряжению декана Боэтия Мирения, служившего на Аландских островах с 1636 по 1666 гг. В 1961 г. возвращен на изначальное место в алтаре.
Распятие с символами евангелистов на концах балок креста схоже с распятиями церквей в Финстрёме и Летале. Несмотря на то, что руки Христа пригвождены к кресту, его пальцы сложены в традиционный жест благословения: два пальца символизируют двойственную природу Христа, божественную и человеческую, а другие три – присутствие Святой Троицы при искуплении Христом грехов человечества.
ДЕРЕВЯННАЯ СТАТУЯ
Во время реставрации под полом церкви было обнаружено вырезанное из дерева лицо уникальной красоты. Оно датируется серединой XIII в. и является изображением Христа Царя, истинного человека, сидящего по правую руку Бога.
РОСПИСЬ
Роспись южной стены показывает Христа и двенадцать апостолов и ранее являлась частью ограды галереи, построенной в XVIII в. над той частью церкви, где сейчас находится орган. Церкви вернули первоначальный вид, когда при реставрации галерею убрали.
ОРГАН
Орган десятирегистровый и полностью механический. Некоторые его элементы были деталями инструмента, изготовленного хормейстером К. Войпио. Был полностью перестроен в 1963 г. органным мастером Вейкко Виртаненом.
Основные архитектурные изменения церковь в Кумлинге претерпела отнюдь не с усилением ортодоксии в XVI в., а в XIX в. (за исключением построенной в XVIII в. галереи). В 1813 г. в южной стене были сделаны два новых окна, в 1835 г. церковь снаружи была побелена. В 1836 г. красная крыша была залита черной смолой, а восточный щипец был разрушен и восстановлен с заменой кирпичей. Круглое окно в западной стене было увеличено в 1839 г. до размера и формы, которые оно имеет сегодня. В 1849 г. распятие было очищено и окрашено; деревянная резьба алтарной преграды XIII в. (кроме Мадонны) – покрыта позолотой. В 1870 г. алтарную преграду перенесли ко входу в ризницу, а над алтарем было размещено живописное полотно Роберта Экмана с изображением Тайной вечери. В настоящее время картина находится в ризнице. В 1871 г. были сделаны окна в северной стене. В 1878 г. вместо старого ограждения алтаря было установлено новое, выполненное кумлангцем Силандером. Ограждение было закругленным, и ступень алтаря также была скруглена. Закругленное ограждение были заменено при реставрации алтаря в 1961 г.
Автор: BН veloseason.ru