Церковь святой Анны, Кумлинге церковь. Saint Anna’s Church, Kumlinge

 Kumlinge Church

Anna's church

Anna's church

Церковь святой Анны в Кумлинге(Кумлинге церковь) впервые упоминается в 1484 г.

Церковь однонефная и посвящена св. Анне, матери Девы Марии. Полагают, что притвор современной церкви первоначально представлял собой часовню св. Анны, а в выступе его восточной стены находился алтарь.

Колокольня над притвором была построена в 1767 г. Ризница относится к XVIII в.

Все окна церкви сделаны заново. Окна в северной стене были размурованы в 1871 г., затем вновь заложены при реставрации церкви в 1961 г.

 РОСПИСЬ ПО ИЗВЕСТНЯКУРоспись по известняку

Роспись по известняку является оригинальной, хотя некоторые изображения имели повреждения и были восстановлены. Роспись была выполнена около 1500 г. во францисканском стиле.

Во время Северной войны в церкви располагалась казарма и конюшня русских войск. После войны прихожане попытались очистить стены от копоти, чтобы восстановить изображения, но выяснилось, что вместе с копотью сходит и краска. Было решено побелить стены, и таким образом уникальные францисканские фрески сохранились до реставрации 1961 г., когда они были кропотливо восстановлены и вновь увидели свет.

Роспись в Кумлинге самобытна; подобных ей нет ни в Швеции, ни в континентальной Финляндии. Схожие по стилю изображения есть в Хаттуле и Лойо в материковой части страны. Францисканский стиль определяется не только тематикой фресок, но и связью раннефранцисканской росписи с византийской иконографией.

Имя автора и его помощников неизвестно. Почему церковь на далеком острове оказалась столь богато, с такой любовью и тщанием украшена? Принято считать, что фрески были «Библией бедняков» и служили средством обучения. Но это не вполне убедительно, поскольку через небольшие высоко расположенные окна в средневековые церкви проникало мало света. Кроме того, изображения центральных эпизодов христианской истории спасения были обнаружены за оградой хора, в алтарной части, куда обычных людей не пускали. Это наводит на мысль о том, что фрески создавались с другой целью – как дар Господу. Таким образом, украшенная росписью церковь была приношением Богу от одного или нескольких людей.

По преданию рядом с церковью когда-то был монастырь. В пользу этого свидетельствует каменный фундамент, обнаруженный у северо-западного угла церкви во время раскопок, проводившихся в связи с реставрацией 1961 г. Фундамент тянется к востоку параллельно современной церкви. Возможно, когда-то около старой часовни, в которой сейчас располагается притвор, находился францисканский приют? Ведь жизнь в Кумлинге в те времена определялась оживленной морской торговлей между Швецией, Финляндией и Россией.

 АЛТАРНАЯ ПРЕГРАДАMariaskrinet-i-Kumlinge-helhet

Алтарная преграда датируется серединой XIII в. Она является старейшей на Аландских островах, а во всей Финляндии подобная ей есть лишь в Урьяле. Преграда вырезана из дерева во французском стиле. Каждая ее панель разделена на небольшие проемы с узкими колоннами по бокам, поддерживающими украшенную терновником арку в форме трилистника. В проемах стоят искусно вырезанные фигуры, иллюстрирующие таинство Вочеловечивания (рождения) Христа.  Мадонна с младенцем в центре триптиха датируется приблизительно 1440 г.

 ТРИУМФАЛЬНЫЙ КРЕСТ

Триумфальный крест

Крест восходит к концу XIV в. Цвета, в которые он был первоначально раскрашен, можно увидеть на его обратной стороне: темно-красные цветы с пятиконечными лепестками на белом фоне. Крест был перемещен на северную стену, к кафедре проповедника, по распоряжению декана Боэтия Мирения, служившего на Аландских островах с 1636 по 1666 гг. В 1961 г. возвращен на изначальное место в алтаре.

Распятие с символами евангелистов на концах балок креста схоже с распятиями церквей в Финстрёме и Летале. Несмотря на то, что руки Христа пригвождены к кресту, его пальцы сложены в традиционный жест благословения: два пальца символизируют двойственную природу Христа, божественную и человеческую, а другие три – присутствие Святой Троицы при искуплении Христом грехов человечества.

 ДЕРЕВЯННАЯ СТАТУЯизображение Христа Царя

Во время реставрации под полом церкви было обнаружено вырезанное из дерева лицо уникальной красоты. Оно датируется серединой XIII в. и является изображением Христа Царя, истинного человека, сидящего по правую руку Бога.

 РОСПИСЬ

Роспись южной стены показывает Христа и двенадцать апостолов и ранее являлась частью ограды галереи, построенной в XVIII в. над той частью церкви, где сейчас находится орган. Церкви вернули первоначальный вид, когда при реставрации галерею убрали.

 ОРГАН

Орган десятирегистровый и полностью механический. Некоторые его элементы были деталями инструмента, изготовленного хормейстером К. Войпио. Был полностью перестроен в 1963 г. органным мастером Вейкко Виртаненом.

 Основные архитектурные изменения церковь в Кумлинге претерпела отнюдь не с усилением ортодоксии в XVI в., а в XIX в. (за исключением построенной в XVIII в. галереи). В 1813 г.  в южной стене были сделаны два новых окна, в 1835 г. церковь снаружи была побелена. В 1836 г. красная крыша была залита черной смолой, а восточный щипец был разрушен и восстановлен с заменой кирпичей. Круглое окно в западной стене было увеличено в 1839 г. до размера и формы, которые оно имеет сегодня. В 1849 г. распятие было очищено и окрашено; деревянная резьба алтарной преграды XIII в. (кроме Мадонны) – покрыта позолотой. В 1870 г. алтарную преграду перенесли ко входу в ризницу, а над алтарем было размещено живописное полотно Роберта Экмана с изображением Тайной вечери. В настоящее время картина находится в ризнице. В 1871 г. были сделаны окна в северной стене. В 1878 г. вместо старого ограждения алтаря было установлено новое, выполненное кумлангцем Силандером. Ограждение было закругленным, и ступень алтаря также была скруглена. Закругленное ограждение были заменено при реставрации алтаря в 1961 г.

Автор: BН veloseason.ru

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.