Поммерн (Pommern)

Корабль-парусник Поммерн – четырехмачтовый барк, один из последних больших парусных судов и единственный сохранившийся до наших дней в первозданном виде. Его корпус, палубные надстройки и внутренние помещения – все выглядит так же, как и десятилетия назад. Парусник бороздил океанские просторы на пути из Старого Света в Новый Свет и обратно. Это корабль имеет репутацию счастливого корабля, т.к. он выжил в обеих мировых войнах, выигрывал мировые гонки и не потерял ни одного члена экипажа.  С 1957 года Поммерн стал кораблем-музеем и пришвартован в порту Мариехамна.

 

Парусник был построен в 1903 году в Глазго на верфях J. Reid & Co для немецких судовладельцев и первоначально назывался «Мнеме» (нем. Mneme).  Длинна судна – 95 метров, ширина ­ − 13, высота мачт – 50 метров, общая площадь парусов – 3420 м2. В 1908 году приобретён компанией Лайеша, переименован в «Поммерн» и стал одним из «Летающих П» (англ. Flying P-Liner) на «нитратной» линии по перевозке чилийской селитры. В 1918 передан Греции в счёт репараций по Версальскому мирному договору. В 1923 году куплен Густавом Эриксоном Gustaf Erikson и поставлен на линию по перевозке зерна из Австралии в порты Англии и Шотландии. В 1932 году «Поммерн» преодолел путь от Копенгагена до Порт-Виктории (Австралия) за 76 дней. «Поммерн» дважды был победителем «больших зерновых гонок» − в 1930 и 1937  «Поммерн» − единственный в мире «винджаммер» сохранивший оригинальное оснащение. Многие корабли, прежде чем их превратили в музеи и отреставрировали, несколько лет эксплуатировались в качестве блокшивов – плавучих складов в портах. Такие корабли лишились оригинального рангоута, мешавшего работе подъёмных кранов. Все большие парусники, эксплуатирующийся в настоящее время или эксплуатировавшийся в прошлом в качестве учебных судов подверглись глубокой модернизации. Если «Поммерн» уходил в последние рейсы с экипажем в 26 человек, то однотипный «Крузенштерн» в настоящее время имеет постоянный экипаж 70 человек и ещё 50 курсантов. Для такого экипажа приходится оборудовать дополнительные жилые помещения. Все учебные суда в целях безопасности оснащены вспомогательными дизельными двигателями, современным радио-навигационным и спасательным оборудованием, такелаж выполнен из современных материалов. После модернизации барка «СЕДОВ» в 1975-1981 годах, его бывший капитан В. Т. Роев вспоминал: «От старого судна остались только воспоминания, корпус, рангоут да водонепроницаемые переборки».

И только «Поммерн» был передан в музей в том состоянии, в котором он уходил в последние свои рейсы. Последний рейс Поммерн совершил в 1939 году. С 1957 года Парусник Поммерн стал музеем-кораблем, который и по наши дни пришвартован в Мариехамне рядом с морским музеем Аландов в западной гавани.

Поммерн – это великолепный памятник, представляющий великую эру парусного флота и в частности историю флота Аландских островов.

Сейчас «Поммерн» – одна из главных достопримечательностей Аландских островов, на его борт ежегодно поднимаются тысячи туристов, многие из которых приезжают сюда исключительно, чтобы увидеть легендарный корабль.

 

 

pommern3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

pommern

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Pommern-1903

 

 

 

 

 

 

 

pommern1